Что случилось в Мексиканском заливе?
Авария на плавучей буровой установке “DeepWater Horizon” началась с возникновения «неуправляемого выброса» на бурящейся скважине с плавучей платформы. Запорные устройства (привенторы) на дне под платформой не сработали, и фонтан на установке загорелся. Платформа такого типа удерживается на плаву перекачкой воды в танках при управлении процессом компьютерами. Пожаром этот процесс был нарушен, и платформа затонула, сломив при этом две скважины, которые теперь работают и изливают фонтаны нефти в Мексиканском заливе под водой до четырех тысяч тонн в сутки. Исходя из опыта, можно прогнозировать, что дебит скважин может увеличиться (скважины «разработаются»).
Вся трагедия в том, что с течением времени проблема сама собой не пройдет. Пока экономисты сражаются, рассуждая о том, «кто будет платить за аварию», суммарный объем излившейся нефти накапливается. Запасы месторождения «Маконд», пласта, который работает (а могут заработать и другие вскрытые пласты), может составлять десятки миллионов тонн. Пока эти запасы не иссякнут – скважины не остановятся. Время интенсивной работы месторождения может составить годы, а то и десятилетия. Все это время нефть будет изливаться в Мексиканский залив. Сейчас интенсивность поступления нефти из скважин под воду Мексиканского залива составляет до 1,5 железнодорожного состава в сутки. (Повторюсь, дебет может увеличиться). Умножив на год можно узнать, сколько нефти будет в воде следующей весной и т.д. То, что нам рассказывают, как гвардия устанавливает бонные заграждения – напоминает процесс, как при прорыве батареи отопления в квартире пострадавший бегает с носовым платком и промокает поступающую воду.
Единственным способом решить проблему является следующий набор действий.
Необходимо установить две буровые платформы вблизи работающих скважин и забурить скважины, сделав бурение горизонтально-направленное в работающие скважины.
После этого ликвидировать аварии, задавив скважины цементным раствором, или, другими словами, сделать тампонаж. Одно из возникающих условий при этом, бурмастера, осуществляющие процессы бурения, обязаны попасть в аварийный ствол. Это произойдет на глубине 1-2 км, ниже дна залива. Эта работа будет осложнена (а, возможно, это и есть причина, почему работы не начинают) слоем нефти, в котором будут стоять плавучие установки (например, они могут сгореть).
Другого способа (эффективного) нет. В истории советского бурения были два случая, когда применяли еще один способ после забурки наклонно-направленных скважин. Один случай был на месторождении Кумжа, севернее Нарьян-Мара, другой в Украине, на месторождении Крестище. Там, в обоих случаях, взрывали атомные бомбы по три килотонны. Вроде, помогло.